Тосол или антифриз? Этот вопрос для водителей по своей значимости сродни вездесущему «быть или не быть». И не удивительно, ведь система охлаждения вещь нежная и в доминирующем количестве случаев становится главной причиной поломки транспортного средства, а особенно тракторов. Поэтому важно знать, что именно туда заливать и в каких количествах.
Давайте же разберемся, какие преимущества и недостатки имеет каждый из вариантов, чем они отличаются и отличаются ли вообще? Так же, как дуб – это дерево, тосол – это антифриз. Оба они имеют одинаковые функции и порой даже взаимозаменяемы. Разница заключается в некоторых технических характеристиках, которые и стали главной причиной такого разделения.
Тосол
Это именно то средство, которое смело можно назвать «авто химия с историей» Придуманный в далеком Советском Союзе, тосол до сих пор эксплуатируется в целях охлаждения двигателей. Главный его компонент – этиленгликоль, который известен тем, что понижает температуру замерзания воды до -49. Сам по себе этот спирт токсичен, и в чистом виде может привести к поломке двигателя, поэтому ему необходимы дополнительные присадки и ингибиторы коррозии. Присадки, которые входят в состав тосола имеют неорганическую природу, это нитраты, фосфаты, силикаты, нитриты и амины.
Тосол создает на поверхности металла полностью покрывающий его защитный слой. Это дает возможность уберечь двигатель от коррозии, что является однозначным плюсом. Но есть и другая сторона медали – эта защитная корочка значительно снижает теплопередачу, выступая как своеобразный изолятор.
С течением времени, технологии производства автозапчастей совершенствовались, и тосол стал непригодным для некоторых моделей машин. На сегодняшний день большинство двигателей сделаны из алюминия, который может серьезно пострадать от нарушения смеси ингибиторов, используемых в тосоле. А именно: нитриты и силикаты имеют тенденцию истощаться, а без них охлаждающая жидкость полностью теряет свои защитные свойства. Но не все антифризы сделаны по традиционной технологии.
Карбоксилатные антифризы
Если тосол имеет в своей основе соли неорганических кислот, то более современные антифризы создаются с учетом ошибок своих предшественников. Сделанные по карбоклилатной технологии, охлаждающие жидкости включают в себя органические присадки – карбонаты, которые направлены именно на защиту алюминиевых запчастей. Ингибиторы коррозии в подобных антифризах действуют совсем иначе, нежели в тосоле. Они не создают плотный защитный слой на всей поверхности металла, а покрывают тончайшей корочкой (0,0006мм) лишь очаг коррозии. Таким образом, теплообмен не ухудшается, а композиции присадок не расходуются зря, что значительно продлевает период эксплуатации.
Но даже если на первый взгляд все очевидно, и тосол полностью утратил авторитет в ваших глазах, то не стоит спешить с выводами. Как и каждый из нас, любое транспортное средство требует особого подхода к своей индивидуальности. Поэтому все охлаждающие жидкости были классифицированы в зависимости от года выпуска и характеристик системы охлаждения.
Классификация охлаждающих жидкостей
Серия антифризов G11- это, по сути, и есть тосол, подходящий для машин до 1996 года выпуска. Такие модели имеют большой объем системы охлаждения, и защитный слой не будет губительно влиять на теплоотдачу. Следующий тип охлаждающих жидкостей – G12, он предназначен для более новых автомобилей. Органические присадки имеют высокую теплопроводность, и служат намного дольше, но с коррозией борются не так хорошо, как в предыдущем случае. Такие антифризы подходят для двигателей, выделяющих большое количество тепла. Класс G13 на сегодняшний день является наилучшим достижением автомобильного производства, здесь этиленгликоль заменен на пропиленгликоль - он не представляет такой опасности для человека и окружающей среды. Чаще всего его используют для высокоскоростных транспортных средств, как спортивные автомобили и мотоциклы.
Существует несколько полезных правил, которые помогут вашему помощнику оставаться работоспособным как можно дольше. Вот главное, чего следует придерживаться при работе с антифризами в системе охлаждения сельскохозяйственной техники:
- Выбирайте охлаждающее средство, соответствующее году выпуска и техническим характеристикам трактора;
- Не смешивайте антифриз с водой в холодную погоду;
- Проверяйте количество охлаждающей жидкости в тракторе пока двигатель еще горячий, и старайтесь всегда удерживать его на уровне нормы;
- Промывайте систему охлаждения при переходе на другой тип антифриза.
Комплектация тракторов, как их выбор имеет множество нюансов и требует внимательного подхода, это знает каждый водитель. Мы понимаем это и предлагаем только самую качественную продукцию лучших производителей. Вы можете купить минитракторы и запчасти для них на нашем сайте, выбрав из широкого ассортимента товаров.